Суббота, 20 Апреля 2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Добро пожаловать на сайт школы №45

Меню сайта
Регистрация
Дистанционное обуч
Электронный журнал
Все для экзамена
ОКР
НИКО
ВПР
РИКО ИП-7
Мини-чат
Конкурс сайтов
Конкурс сайтов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям о курсе ОРКСЭ

 
Методические рекомендации
по проведению родительских собраний
Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у обучающихся (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. На достижение этой цели и направлено введение в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. №Пр-2009 в 2009-2011 гг. в 21 субъекте РФ прошла апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).
С 2012 года в общеобразовательных учреждениях, участвовавших в апробации, изучение курса ОРКСЭ переходит в штатный режим, а остальные 62 субъекта РФ включаются в работу по его введению.
Курс носит комплексный характер, т.к. включает 6 модулей:
1.Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» затрагивает сферу очень специфических интересов семьи и ребёнка, поэтому его введение в школах округа должно быть максимально открытым для общественности, прежде всего заинтересованных родителей обучающихся 3-х классов. Все модули нового курса носят светский, культурологический характер.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» от 24.10.2011 г. №МД- 1427/03 во всех общеобразовательных учреждениях РФ рекомендовано провести родительские собрания и консультации для родителей (законных представителей) обучающихся 4-х классов с целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения.
Просим обратить внимание на неукоснительное соблюдение того, чтобы результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ были зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
При проведении собрания, родителям должна быть представлена исчерпывающая информация о новом курсе ОРКСЭ. Необходимо учитывать, что для большинства родителей эта информация совершенно новая. Многие из них не следили за полемикой в СМИ и им ничего не известно ни об опыте школ России, в течение последних работавших над проблемами духовно-нравственного просвещения учащихся, ни об апробации курса ОРКСЭ в течение последних двух лет, ни о решении высшей государственной власти ввести этот курс во всех школах России как обязательный предмет с сентября 2012 года.
Участники собрания: администрация школы, педагоги, прошедшие курсовую подготовку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», родители учащихся 3-х классов.
Директору общеобразовательного учреждения необходимо осветить нормативно-правовую основу введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», познакомить родителей с документами, определяющими регламент преподавания данного предмета.
Заместитель директора по воспитательной работе знакомит родителей с воспитательным потенциалом данного курса, определяет его место и роль в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе объясняет механизм введения в образовательный процесс и образовательную программу школы курса «Основы религиозных культур и светской этики», организацию преподавания нового предмета.
Учитель, который будет преподавать данный курс, детально знакомит родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми.
Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
- культурологический характер курса;
- светский характер курса;
- безотметочная методика преподавания;
- учёт психологических особенностей младшего подросткового возраста в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» и др.
Любая новая информация намного лучше усваивается, если она преподносится в форме диалога. Каждый из собеседников, вступающих в диалог, имеет различную степень осведомлённости и определённые ожидания и опасения. Учителю необходимо иметь позитивный настрой по отношению к родителям и самое главное – по отношению к курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Введение комплексного курса ОРКСЭ призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора. Однако. По отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений.
Наиболее общие опасения родителей:
1. «Учебный курс будет иметь вероучительный характер. Нашим детям на этих уроках будут навязывать религиозные взгляды».
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России. В своём выступлении на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги,- это учителя начальных классов, литературы, истории, обществознания, мировой художественной культуры, других предметов. Они должны иметь свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики».
Для преодоления этого опасения важно в доступной форме разъяснить родителям суть культурологического и социокультурного подходов, которые применяются в изучении курса (изучение основ религиозной культуры), обратив внимание на отличие этих подходов от вероучительного (изучение религиозной догматики и религиозного культа).
Сложно представить, что педагоги за время, отведённое на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию.
Важно также довести до сведения родителей, что многие регионы России имеют многолетний положительный опыт, (пример г. Смоленска, где недавно побывала делегация руководителей образовательных учреждений округа), подтверждённый мониторинговыми исследованиями преподавания предметов «Православная культура» и «Истоки» в рамках регионального и школьного компонента содержания образования.
2. «Это очередной эксперимент над нашими детьми».
В беседе с родителями не следует употреблять термин «эксперимент». Это не эксперимент, это введение нового курса, который призван решать задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом.
Перед авторами учебных пособий по каждому из модулей стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, МХКа, во время экскурсий в музеи – это знакомство с религией через культуру.
Комплексный учебный курс ОРКСЭ призван решать задачи, сформулированные ФГОС в «требованиях к содержанию» данного предмета: «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».
3. «Дети и так перегружены, а нам предлагают новый предмет».
Для снятия напряжённости можно упомянуть о соблюдении санитарных норм, но не делать на этом акцент. Намного более эффективным в данном случае является разъяснение родителям важности курса для духовно-нравственного развития личности ребёнка. При этом важно обратить внимание на то, что нравственное воспитание ребёнка – одна из самых главных и самых трудных задач родителей, а в рамках этого курса школа предлагает им свою профессиональную помощь.
Следует отметить, что отсутствие отметок на уроках ОРКСЭ вызвано не второстепенностью или недостаточной важностью курса, а тем, что мотив нравственного поступка не оценивается в баллах.
Важно поделиться с родителями положительными впечатлениями от преподавания курса в других регионах, отметить позитивное и заинтересованное восприятие курса детьми, привести примеры высказывания детей и родителей (по результатам апробации). В качестве дополнительного материала для подготовки к родительскому собранию можно использовать методическое пособие издательства «Просвещение» - Книга для родителей (автор А.Я. Данилюк).
Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
(по материалам совещания в ЧИППКРО 06.03.02012 г.)
Поиск
Детские инициативы
Карта школьника
Билет в будущее
Навигаторы детства
Телефоны Доверия
75 лет Победы
СТОП коронавирус!
Парта Героя
НОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
Летний лагерь 2022
Экстреные службы
Безопасность
Профориентация
Навигатор школьник
Атлас профессий
worldskills74
Журналы и газеты
26 июня
ШБЛ "КЭС-БАСКЕТ"
Календарь
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
© МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №45", 2012г.
Адрес: 456205, г. Златоуст, Челябинская область, ул. им.Э. Тельмана, д.1, тел. 8-(3513)-69-23-38
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz